Резьба по дереву - искусство востребованное и вчера и сегодня. Как подобрать подходящие инструменты для работы?
Особенности резьбы по дереву.
Для резьбы чаще применяют древесину хвойных пород, содержащую смолу и более стойкую к атмосферным воздействиям. Кроме хвойных пород дерева применяют и лиственные, как-то: липу в возрасте 70—80 лет, тополь в возрасте 40—50 лет, клен в возрасте 90—100 лег, ольху, рябину, ясень, дуб и др.
Древесина должна быть хорошей, без косослоя, сучковатости, тогда она не ломается и не скалывается.
Влажность древесины должна быть не выше 15%, меньше —лучше. Более сухая древесина тяжело режется и часто скалывается, однако краска на ней держится прочнее. Сырая древесина мягче, легче режется, но, высыхая, коробится и трескается.
Инструмент для мягкой древесины должен быть очень острым. Твердая древесина режется тяжелее, но резьба получается более чистой, хотя инструмент бывает менее острый.
Срез древесины во время распиливания бревен на доски, бруски может быть тангенциальным и радиальным. По тангенциальному срезу резать тяжелее, чем по радиальному, но резьба получается красивее, чему способствует текстура дерева. Это надо учитывать при отделке резьбы прозрачными материалами, например лаками.
Не рекомендуется сначала зачищать заготовку шлифовальной шкуркой, а затем выполнять резьбу. При шлифовке абразивные зерна попадают в поры древесины и инструмент быстро тупится. Все это снижает производительность труда. Зачищать древесину следует циклями. Они хорошо чистят древесину твердых пород и хуже— мягких.
Мягкие породы древесины рекомендуется консервировать, пропитывая противогнилостными составами и окрашивая масляными и другими красками.
В зависимости от вида резьбы кроме досок применяют бруски и бревна разной длины и толщины.
Для крепления резных деталей требуются гвозди, шурупы, водостойкие клеи и другие материалы
Плоскорельефная резьба по дереву
Вторым важнейшим видом резьбы, очень древним по своему происхождению и широко распространенным, была плоскорельефная резьба. Само название резьбы показывает, что основу ее составляет плоский рельеф.
Рисунок, обыкновенно свободный растительный, выявляется на поверхности доски или бытовой вещи путем выбирания, т. е. углубления фона вокруг будущего узора. Фон углубляется немного, сам рисунок остается на одном уровне с доской. Чтобы придать ему большую живость и мягкость, края выделенного таким способом узора, главным образом изображений листьев, цветов, ягод, птиц и животных, немного округляются.
В 70−80-х годах девятьнадцатого века в Абрамцево — подмосковном имении известного промышленника и мецената (покровителя и любителя искусств) С. И. Мамонтова была организована столярная мастерская, в которой выполнялись художественные изделия из дерева по проектам русских художников, в частности Е. Д. Поленовой, сестры художника В. Д. Поленова, увлекавшейся образцами народного творчества и подражавшей им. Среди этих изделий было много образцов с плоскорельефной резьбой . Из абрамцевской мастерской вышел замечательный мастер-художник В. П. Ворносков, который в своих работах по-новому, творчески использовал плоскорельефную и геометрическую резьбу. Эта резьба стала называться — Ворносковской.
В. П. Ворносков происходил из крестьян деревни Кудрино Загорского района Московской области. Когда в усадьбе «Абрамцево» была открыта столярная мастерская, где крестьянским ребятишкам предоставилась возможность учиться украшать резьбой художественные изделия из дерева в духе старинных русских резных изделий, то в числе других учеников в эту мастерскую попал и В. П. Ворносков. После трехлетнего обучения молодой Ворносков начал работать самостоятельно и с тех пор вплоть до своей смерти оставался крупнейшим русским народным мастером-художником в области плоскорельефной резьбы по дереву.
В. П. Ворносков создал свой тип резного орнамента. Характерна для него так называемая пальчатая резьба. Листья и ветки в орнаменте состоят как будто из множества пальцеобразных отростков. Основу пальчатого орнамента В. П. Ворносков подсмотрел в народной старинной резьбе. В своих ранних работах он часто комбинировал плоскорельефную резьбу с геометрической, трехгранновыемчатой и контурной. Иногда для усиления выразительности, декоративности углубления фона покрывал золотой или серебряной краской. После смерти Ворноскова его дело было продолжено сыновьями, которым он сумел при жизни передать свое мастерство, свои принципы декоративной отделки художественных изделий из дерева. Уже в советское время был организован новый художественный промысел — абрамцево-кудринская плоскорельефная резьба по дереву.
В настоящее время в этом районе изготовляют художественные изделия с плоскорельефной резьбой: шкатулки, ковши, настенные блюда. В абрамцево-кудринской резьбе основными стали три вида отделки: морение дерева в тот или иной цвет, вощение для получения ровной матовой поверхности и полирование. Узор на изделиях в основном растительный, с включением изображений птиц, изредка животных. Примечательная особенность изделий — их великолепная отделка. Древесина, из которой они выполнены, заморена до темно-коричневого или золотисто-коричневого тона, покрыта лаком и отполирована, поэтому кажется. что изделия сделаны из какого-то драгоценного и редкого материала.
Какие инструменты необходимы для резьбы по дереву?
1. Инструмент, сделанный из подручных материалов, для резьбы по дереву
2. В качестве лезвия для будущего режущего инструмента можно использовать остатки качественной инструментальной стали. К примеру: изношенные полотна механических пил по металлу, сломанная фреза по металлу, изношенные опасные лезвия бритв, неиспользуемое полотно для нарезки шипов на изделиях из дерева, резцы для ножей, обломанные полотна слесарных ножовок и т.д.
3. К примеру, нужно сделать нож (нож-косяк).
4. Рукоятку делают из двух деревянных дощечек (береза, сосна, липа, бук и пр.). Не важно, какая порода будет использована для изготовления рукоятки, но легче обработке поддается мягкая порода. Заготовки делают следующих размеров: 120 Х 30 Х 7 мм
5. В качестве клинка используем запасной резец для ножа (выдвижного). Если таковой отсутствует, используйте любой из предметов, перечисленных ранее.
6. Отрезным диском или электроточилом заготовке придаем необходимую форму и размеры. Во время работы металл нужно периодически смачивать водой, чтобы заготовка не перегрелась. Те участки, которые почернели, следует удалить, поскольку они не закалились.
7. На одной заготовке рукоятки отмечают место, где будет располагаться хвостовик клинка.
8. С помощью острого ножа в деревянной заготовке делают углубление так, чтобы хвостовик в него вошел плотно.
9. Хвостовик нужно обработать наждачной бумагой и обезжирить, затем поверхность промазать клеем ПВА и сжать набор в тисках. При отсутствии тисков используют винтовой зажим мясорубки.
10. Заготовку необходимо выдержать сутки при комнатной температуре, после чего удаляют излишки древесины. Для этого удобнее использовать циркулярку, а в ее отсутствие можно обрезать ножом.
11. Ножом и шлифовальной шкуркой придаем необходимую форму ножу-косяку. Рукоятка покрывается морилкой и лаком. В прочем, ее можно не обрабатывать.
12. Готовый инструмент затачивают до остроты бритвы. По аналогичной технологии изготавливают другие режущие инструменты, к примеру, нож для строгания, используя полотно слесарной ножовки.
Оборудованеи для художественной обработки древесины.
Если вы хотите изготовить из дерева что-то интересное, вам нужны хорошие навыки резьбы по дереву и много свободного времени. Без этого, все что может получится - это неаккуратный кусок древесины, на который будет жалко смотреть.
Также для хороших результатов нужны хорошие инструменты, которые, к сожалению, не всегда в наличии. Так что же делать если выпилить что-нибудь необходимое или красивое надо, а просидеть днями над работой не хочется? И в этот раз цифровые технологии придут на помощь - аппарат от Craftsman сделает всю работу загораздо меньшее время, аккуратно и точно.
Craftsman CompuCarve - интересное отражение того, как можно совместить прежде несовместимые вещи как компьютерные технологии и работу в мастерской. Это устройство представляет собой настольный станок, управляемый компьютером, который абсолютно автоматичен, и может выполнять необходимую работу практически без участия человка.
Все что нужно сделать, это смоделировать необходимую деталь в специальной программе, поставляемой с станком, перенести проект на карту памяти, и вставить карту памяти в станок - все остальное он делает без вас. Нет необходимости беспокоиться за мусор и опилки - специальные вакуумные мешки будут собирать весь нежелательный мусор, чтобы рабочее место оставалось чистым. Это устройство может работать не только с деревом, а еще и с пластиком или пенопластом, то есть со всем, что имеет достаточную мягкость, чтобы не затупить резцы.
Станок универсален, его можно использовать практически для любых операций по обработке древесины, таких как резка, выпиливание, вытачивание и так далее. А чтобы управлять им было проще, на боковую стороны выведена панель управления, которая позволит с легкостью выбрать режим работы или необходимую модель с карты памяти.
Этот тип оборудования давно применяется на заводах, но только недавно стал доступен и рядовому потребителю. Вся работа по резьбе по дереву с помощью этого станка превращается в простое моделирование нужного объекта на компьютере, после остается лишь наблюдать как изображение на мониторе приобретает реальное и вполне материальное воплощение.
Цена на станок находится в пределах 1800 долларов, что может показаться немалым, но и комплектация поражает: в комплекте с самим станком покупатель получит два набора резцов для различных целей, карту памяти, программное обеспечение для моделирования, гаечный ключ, пакет вакуумных мешков и инструкцию по эксплуатации. В общем, все, что необходимо начинающему мастеру или профессионалу, в одном флаконе.
- 1 из 646
- ››
-
Елена Аникеева
-
Наталия Бижко
-
Любовь-Евгеньевна Любовь